Репортёр

Эдуард Слабких,
«Репортер»

Главная дата недели – не «круглая», но серьезный повод молча опрокинуть стопку горилки. 4 августа (по новому стилю – 11-го) – 338-я годовщина со дня смерти в селе Грушевка близ Запорожской Сечи народного героя Ивана Дмитриевича Сирко, чьё имя наводило ужас на Турцию и Крымское ханство. Его 100 походов на Крым и ногайские улусы никогда не заканчивались поражением, историки насчитали 65 его побед в битвах. Едва не отнял булаву у «промосковского» Ивана Самойловича! Не церемонился с гетманами, брал с казаками неприступный занятый испанцами Дюнкерк во Франции. Восемь раз избирался кошевым атаманом в Чертомлыцкой Сечи. Опасаясь его избрания гетманом царская камарилья, сослала его в Тобольск, освободив за семь лет до смерти. Думается, живи Сирко сейчас, мог бы и президентом восемь раз подряд стать…
Именно к печальной дате ухода из жизни, а не появления на свет героя-казака, еще с колыбели независимости Украины и были приурочены Дни казацкой славы, прошедшие близ Капуловки.

На сей раз главные мероприятия впервые прошли одновременно на разных площадках. Формат хорош для чемпионата мира по футболу, но для дней Сирко – вопрос. Фестиваль «Звідси воля розлилася» с угощениями и развлечениями шумел в центре Капуловки и походил на ресторан под открытым небом, концертные подмостки  и Сорочинскую ярмарку в одном флаконе. Официальная часть, как водится, прошла у мемориала кошевого, но зрелищная часть одновременно с действом в Капуловке проходила на Певческом поле. Ну, это как если бы: Паваротти пел в одном месте, а Доминго и Каррерас – в двух-трех километрах от него.
Что в итоге? Публика оказалась перед сложным выбором: как успеть в оба места. Ведь пока в селе угощают кулешом и поет известный дуэт «Світязь», у холма в казаки посвящают, а в степи настоящий бой показывают, да и артисты на Певческом поле тоже не из последних… Журналистам (обычно «безлошадным») вообще, туго пришлось – хоть разорвись!
В чем же дело? Кто виноват? В центре Капуловки щедро раздаются спецвыпуски газеты «Визит-Венал» (хозяином называют депутата облсовета, краевого атамана Сичеславского общества Украинского казачества Владимира Евтушенко), и в ней история преподносится так. «Идейный отец» фестиваля «собрав кучу бумаг и обойдя десятки высоких кабинетов», добился выделения на проведение феста 200 тыс. грн. (правда, дивным образом эта сумма равна той, что по закону выделяется каждому депутату облсовета на выполнение депутатских полномочий.)
В оргкомитет вливаются и. о. главы райгосадминистрации Геннадий Зимин, вице-мэр Никополя Ольга Коник и др. Словом все, кроме… «главного злодея» – находящегося в отпуске главы райгосадминистрации  Олега Кирченко, который в то же самое время якобы «собрал сходку обиженных и недовольных псевдо-партриотов»  с одной задачей – помешать Евтушенко осуществить задуманное. В общем, досталось «злокозненному» Кириченко от атамана, с которым у него давно как-то «не сложились отношения».  Вот так: паны дерутся – у холопов головы трещат: как пересечься этим двум параллельным прямым?..
Площадка первая. Капуловка
Казалось, что покровитель искусств Аполлон встретил здесь покровительницу ремесел Афину, а компанию им составили в итоге Дионис и Вакх с Бахусом (покровители любителей винопития). В программе значились более 27 солистов, вокальных и хореографических коллективов Днепропетровщины, при этом Никополь достойно представили народный фольклорный ансамбль «Микитин Ріг» и ансамбль народной песни «Північне сяйво». Серьезный десант прислало Апостолово – запомнились мужской хор «Срібні дзвони» и особенно – по-настоящему мощный бард-бандурист Александр Паньковецкий. Некоторые приходили к сцене по нескольку раз, скрываясь от немилосердного солнца в недрах сельского Дома культуры неподалеку.
На десерт подали обещанный подарок – выступление «известных звезд» украинской эстрадной сцены. В их роли оказался дуэт «Світязь» – «потомок» знаменитого вокально-инструментального ансамбля, рожденного под этим названием в 1975 г. в филармонии г. Волынь. Именно этот ансамбль впервые исполнил песни Владимира Ивасюка «Червона Рута» и «Водограй», именно здесь пели Василий  Зинкевич  и будущая звезда российской эстрады Александр Серов. Теперь «Світязь» – это тандем певцов-пародистов Анатолия Говорадло  с Дмитирием Гершензоном, которые, кроме пародий, достойно исполняют и хиты легендарного тезки-ВИА.
Но настоящей «петардой», взорвавшей  капуловскую программу, стал павлоградский ансамбль «Ангажемент на вівторок». Можно долго копаться в стилях коллектива (фолк-гранж, этно-рок, регги, ска-панк, рок-н-ролл «старой школы»), но проще сказать так: это «Воплі Видоплясова» павлоградского разлива. Необычайно энергично, раскованно, весело, драйвово. В роли Олега Скрипки – эксцентричный аккордеонист и певец  Сергей Демкив, слесарь по ремонту котельного оборудования местного энергоуправления. Его брат-гитарист Юрий – зам. начальника шахты. В группе – два звукорежиссера, слесарь и преподаватель музыки. Для меня эта группа – открытие. Жизнь кипела не только на сцене. В мини-сквере расположились фотозоны, игровые уголки для самых «мелких» гостей, ярмарка-продажа мастеров декоративно-прикладного искусства…

Над гастрономической зоной реяли флаги Евросоюза, Украины и Грузии.
Всеобщее внимание привлек прилавок с 20 невиданными (и внешне, и по вкусовым качествам) сортами сыров. Мне удалось разговорить хозяина деликатесов.  Выяснилось, что это уже известный среди гурманов всей Украины Владимир Загуба. С женой Светланой они бросили город, перебрались в село и исповедуют свои системы веры, фермерства, воспитания детей и успешно развивают в Магдалиновском районе семейное предприятие «Добрый пастырь». Марка известна в столице, Львове и даже за рубежом. – Вот сыр, выдержанный в соке черной бузины, аналогов не имеет, – нахваливает товар Владимир. – Вот сыры с выдержкой более 2–3 месяцев: один зреет на сене, вот с мятой, а вот –вообще, редкость, такой можно купить только в горах Грузии. Уникальны и пряные шарики для салатов. Делаем многое: кипрский сыр халлуми из смеси овечьего и козьего молока, который можно жарить на гриле. Итальянские «проволоне» и «качокавалло» – по старинным рецептам. Каждый в нашей семье занимается своим сортом сыра. Мое детище – чечел, коптится на ольхе 12 часов. Есть чечел, который хранится в сливочном масле (вот откуда фраза «как сыр в масле»!)». Знаете: без малого поликультурного семейного фермерства точно – мир не спасти! Я уже открыл три фермы. И сыроварение с выпечкой хлеба – это целая философия, способ мышления! Свои сыры мы отправляем почтой по всей Украине. Но предупреждаю:  этот сыр хранится не больше пяти лет(!).
На площади встретил еще как минимум трех очень увлеченных мужчин. Не дамским полом, конечно, а своим ремеслом. Молодой кузнец из Алексеевки Сергей Руденко выставил на обозрение газовый горн – три подковы, один нож (именно такой, какой ковали в 17-м столетии) и декоративную змею из старого напильника-рашпиля. Сергей не без гордости признался, что кузнечное дело – даже не основной род занятий в жизни, а «сама жизнь». Живет он спокойно,  кует «не на заказ», а только то, что ему нравится. А нравятся ему, судя по нескольким образцам, искусные ножи и реконструкция холодного оружия.
– Хорошо, наверное, жить свободным птахом, когда нет над тобою начальника, который вечно ворчит? – спрашиваю.
– Как это нет? – отвлекается от наковальни Сергей. – Я сам себе начальник и контролер! – И протягивает мне в подарок настоящую подкову. – Держите – на счастье!

Невдалеке – стенд с саблями, клинками, палашами, кортиками, булавами и прочим оружием – дела рук известного капуловского мастера-оружейника Ивана Оникиенко. Одной рукой он поглаживает ствол небольшой казацкой пушки, изготовленной им два года назад.
– Работал год, превращая бутафорскую литую пушку в настоящую. Больше всего пришлось повозиться с колесами. Зато теперь она будет палить по праздникам на Певческом поле!

Напротив вертится гончарный круг. Мужские руки помогают детским ручонкам «поднимать» из кусочка мокрой глины мини-горшочек. Это никопольчанин Сергей Резников приводит детвору в восторг от таинства рождения керамики. Детишки с удовольствием демонстрируют свои дебютные работы перед объективом. Одна девочка серьезно так заявила: «Теперь будет куда колечки складывать!»
– Гончарным делом занимаюсь восемь лет. Это моя работа. Я тенолог-керамист – у меня много направлений… Работаю по заказам. Есть и свой канал на You Tube, так что смотрите. А пока не могу отвлекаться от процесса, извините!

Тем временем на стадионе прошел футбольный турнир памяти Сирко. В финале команда  АФ «Славутич» (Капуловка) была на голову сильнее АФ «Перпектива» (Покровское) – 4:0. Третьей стала команда Алексеевки, обыгравшая футболистов из Шолохово – 3:2.

Площадка вторая. Могила кошевого
Всякий раз, когда на заре августа приезжаешь к расцвеченной стягами и хоругвями могиле Ивана Сирко, то от избытка чувств  подмывает перефразировать знаменитую гоголевскую фразу: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!». А знаете ли вы украинскую летнюю степь? Липкий зной, в котором марево – как струны исполинской арфы, натянутые между жарким черноземом и небесным куполом. Стрекот цикад, торжественные лица, блеск клинков, пестрый ковер вышиванок и жупанов у священного холма. «Слава Україні – Героям слава!»… Так обычно встречает патриотов и казаков курган с бюстом кошевого атамана. Так было и нынче.
По уже устоявшейся традиции, почтить память Сирко первыми приходят казаки Войска Низового Запорожского – те, что говорят по-украински, поют и молятся на украинском, гарцуют на конях и не больно озабочены орденами и званиями. Усы, чубы-оселедцы, смушковые папахи, жупаны и шаровары, сабли и сбруя. Атаман Затопской Сечи Виталий Мандык, вновь избранным на «казацком круге» наказным атаманом, играл «первую скрипку» на церемонии.

Издалека на шоссе выползает пестрой змейкой вслед за конным авангардом колонна казаков. Возглавляет ее руководитель общественной организации «Рада отаманів Війська Запорозького Низового» Станислав Каширный с иконой Покровы Пресвятой Богородицы. И за ним – во всю ширину колонны – транспарант: «СічеславськаТАК!». Казаки другого имени для Днепропетровщины не видят и призывают поддержать их.
Прибыл на событие глава облрады Глеб Прыгунов – подтянутый, в джинсах, кроссовках и вышиванке. Его и не сразу различишь в каре гостей.  До того он успел побывать в лагере на Певческом поле, где произнес короткую речь, вручил наказному атаману Виталию Мандыку булаву, а детишкам – несколько спортивно-туристических комплектов (карематы, мячи и т. п.). Прыгунов не стал смешивать политику и «торжество момента», понял, что у могилы батьки слово должны держать священники и казаки. Вспомнился почему-то пафос времен власти «регионалов», когда областные лидеры, повинуясь «протоколу», потели в августовской «сауне» в своих обязательных  костюмах и галстуках.

В одной шеренге со взрослыми стояли в зеленых футболках и бейсболках – джуры «Молодої Січі» из Запорожья.
Апофеоз торжества, от которого по коже пробежал холодок и притихли даже самые норовистые кони, наступил нежданно.
– Ця молитва, – говорит руководитель военно-патриотического клуба «Сокол» Сергей Тищенко, – була створена у буремні роки битви України за незалежність, війни, яку ми колись програли, війни, в якій ми в майбутньому переможемо! Головні убори зняти! Руку на серце!
Звучит «Молитва украинского националиста» – патриотический текст, написанный в конце 1920-х — начале 1930-х годов одним из лидеров ОУН Иосифом Мащаком.

«Україно,Свята Мати Героїв, зійди до серця мого, прилинь бурею вітрів кавказських, шумом карпатських ручаїв, боїв славного завойовника Батька Хмеля, тріумфом і гуком гармат революції, радісним гомоном Софійських дзвонів. Нехай душа моя в тобі відродиться, славою твоєю опромінеться, бо ти все життя моє, бо ти все моє щастя.
Задзвони мені брязкотом кайданів, скрипом шибениць в понурі ранки, принеси мені зойки закатованих у льохах, тюрмах, і на засланнях, щоб віра моя була гранітом, щоб зросла завзяттям міць, щоб сміло я йшов у бій так, як ішли герої за тебе, за твою славу, за твої святі iдеї; щоб помстити ганьбу неволі, потоптану честь, глум катів твоїх, невинну кров помордованих дітей твоїх, величну смерть героїв української нації, і тисяч інших, незнаних нам, що їх кості порозкидані, або тайком поховані
Спали вогнем життєтворчим всю кволість у серці моєму. Страху нехай не знаю я, не знаю, що таке вагання. Скріпи мій дух, загартуй волю, у серці замешкай мойому! Зрости мене до ясних чинів. В тих чинах хай знайду я смерть, солодку смерть в муках за тебе. І розплинуся в тобі я, і вічно житиму в тобі, відвічна Україно, Свята, Могутня, Соборна!»

Присоединился к церемонии епископ Днепровский и Криворожский владыка Симеон с многочисленными единоверцами-коллегами.
И ничего, что ведущий споткнулся на должности и имени Прыгунова, а некоторые священники от волнения и жары путали «кошевого» с «гетьманом». Говорили искренне и проникновенно, понятными и простыми словами Главный лейтмотив – единство Церкви, общества и Украины. Отцы Церкви неожиданно мощно и мастерски исполнили хором патриотический марш Мыколы Вороного «За Україну, за її волю».

Пришло время посвящения в казаки и джуры. Произносится клятва казака. Новопосвященные опускаются на правое колено. Виталий Мандык говорит напутственное слово. Говорит убедительно.

– Зараз ви складаєте присягу, — несся над степью зычный голос Мандыка. – І ваше життя вже буде належати не вам, а — державі, товариству, всьому українському народу. В цей час чи всі готові до присяги?
– Та-а-ак! — доносилось в ответ.
– «Що ж… Тоді повторюйте за мною ці урочисті слова: перед Богом Всевишнім, перед українським народом, в ім”я моєї матері та батька усім мені найсвятішим та найдорожчим, святою українською землею клянуся…

Потом он по традиции называет каждого по имени и кладет каждому по очереди на левое плечо (ближе к сердцу) казацкий клинок.  На чубы летят капли освященной воды. Четыре года назад кошевой атаман «Козацької варти Батьківщини» Валентин Романов (уже, увы, покойный) сказал, что обряд посвящения в казаки будет слегка откорректирован: унифицируют тексты и отменят символичный удар плетью. «Ну, негоже бить казака батогом при посвящении, — говорил он. – Казака запорожского нагайкой никто не наказывал, а били лишь для испытания на прочность и терпение…». Плеть в итоге отменили.
Ряды Сечей и паланок пополнили 16 казаков, прошедших испытательный срок. Многие – участники АТО, есть депутат горсовета Покровского горсовета. Прибыли люди получить статус «казак» даже издалека – из Канева. Казаки целуют икону и хоругвь, получают благословение священников. Похожий обряд проходят 17 джур.

Площадка третья. Співоче поле
Эпицентр событий переносится на Певческое поле – в степь у Алексеевского залива. Там развернулись во всей красе традиционные казацкие забавы, чередующиеся с выступлениями хоров. Детско-юношеская спортивная школа «Спас-Вихрь»  и клуб «Орион» ярко напомнили об элементах боевых искусств и единоборств казаков. Снова (в третий раз кряду) удивил военно-патриотический клуб «Сокол», наглядно показав, что потомки запорожцев умеют мастерски обращаться и с современным оружием. Особо чувствительных  и нервных попросили собрать волю в кулак. И вот уже трещат сухие автоматные очереди, летят гильзы, поле окутывает дым от «взрывов». Идет короткий бой. Немного передохнув, ребята перешли к другому сценарию: освободили в стремительной схватке от рук вооруженных и циничных бандитов молодую маму с двумя детьми.

Потрясающе зрелищным был номер клуба «Джура» из Петропавловского района. Совсем еще маленькие мальчишки отрывали от земли связки гирь, держа на закорках товарищей. А их «редкой лепки тела» руководитель  Сергей Горкин поистине творил чудеса. Рвал руками пополам толстые книги, а зубами  – колоды карт. Лежал невредимым под ударами молота на доске с гвоздями, ходил по острейшим лезвиям ножа, угробил мощными легкими  две грелки, разогнул подкову и железный прут, превратил руками и силами мышц плечевого пояса две цепи в жалкие обрывки.
– Я руковожу в своей территориальной громаде клубом «Самсон», ранее выступал с сыном и друзьями, но вот после начала войны стал приезжать сюда с маленькими воспитанниками. Как пришёл в силовой спорт? Я с 14 лет был инвалидом опорно-двигательного аппарата, но решил не сдаваться. Работая в шахте, взялся за пауэрлифтинг, жал штангу лежа. Был вторым на чемпионате Украины, трижды – призером на международных соревнованиях, работал со своими номерами в цирке…

Тем временем зрители выстроили длинную живую цепь вдоль лесополосы, обращенной в противоположную сторону. На вспаханном поле между палаточным лагерем и  могилой Сирко «мастер-класс» показали крепкие и удивительно выносливые хлопцы «алексеевского батьки» Василия Тырсы и конно-казацких групп. Для начала развернули реконструкцию боя  – взятие российского редута казацкой конницей. Пушки «москалей» (с настоящей пиротехникой!) вроде бы «испугали» запорожцев. Но те, скрывшись для виду, взяли крепость стремительными атаками с двух флангов. «Триколор» под одобрительные возгласы зрителей  был повержен. Потом всадники показали чудеса вольтижировки, пуская коней в галоп, и рубили саблями бутылки с водой.
А пешие схватились в показательных единоборствах – с саблями, пиками, цепами, топорами и в рукопашном бою. Смельчакам предлагали взять в губы веточку с листьями, от которой под прицельными ударами длинного кнута оставался стебелек. А острой саблей прямо на ладони нарезали огурцы…
Главные персонажи «творческой части» – хорошо знакомый казакам бард и бандурист Василь (Живосил) Лютый – тот самый, который и написал текст к песне «Меч Арея» (по одноименному роману украинского писателя Ивана Билыка) – песне, ставшей наряду с «Воинами света» одним из неофициальных гимнов молодых патриотов; а также  лидер уже культовой для украинских патриотов рок-группы «Тень солнца» Василий Василюк и фронтмен молодой, но уже известной группы «патриотического рока» «Широкий лан» Святослав Бойко. «Размявшись» на «Мече Арея», они уже на закате явно перестаравшегося солнца вспахивали глубинные пласты философского украинского фолка и патриотического рока, уступив к ночи место хору степных цикад – столь же бессчетных, как и звезды Чумацкого шляха в глубоком черном небе над остывающей степью…

Постскриптум
В утреннем автобусе, который обгоняли покидавшие степной лагерь юркие легковушки, подумалось: вот хорошо бы чиновникам и политикам «местного разлива» хотя бы в Дни памяти Сирко зарывать свои «топоры войны», следуя правилам олимпиад. Склоки в желчных газетках  – не совсем уместный «декор» для годовщины ухода из жизни Ивана Сирко. Вот бы нашим историкам отыскать точную дату рождения атамана! Вдруг это будет полный цвета поздний  и не жаркий еще апрель или ласковый сентябрь! Тогда бы и эстрада под шашлычки органичнее смотрелась, и полегче было бы и коням, и казакам, и прочему люду. Ну, наверное, и политикам тоже…

CЕЙЧАС ЧИТАЮТ

Источник: http://www.reporter-nikopol.com/zvidsi-volya-rozlilasya/
 

CЕЙЧАС ЧИТАЮТ